Теория социальной самоорганизации: критика и библиография
В недалеком времени общество будет иметь “одну науку”. Представители ее не сверхуниверсалы, все знающие и все умеющие. Это будут высокообразованные, эрудированные люди, обладающие глубокими представлениями о развитии науки и общества в целом, знающие основные пути и возможности познания через “себя” (человека) всей природы. В то же время они будут универсалами в какой-то одной или группе отраслей.
К. Маркс
Видеть не только перспективы, но и возможные границы (ограничения) развиваемого подхода - в этом состоит научность исследования.
Е.Н. Князева “Синергетический вызов культуре”
Некоторые восторженные приверженцы синергетики, именно приверженцы, а не сами основатели, говорят больше о том, что может делать синергетика, чем о том, чего она делать не может, где границы ее возможностей. Неудивительно поэтому, что наряду с многочисленными энтузиастически настроенными сторонниками теории самоорганизации сформировалась группа ее активных критиков и скептиков.
Е.Н. Князева “Саморефлективная синергетика”
В данной статье обсуждаются проблемы становления и развития теории социальной самоорганизации (социосинергетики) - науки, изучающей процессы самоорганизации, процессы возникновения порядка и хаоса в социальных системах. Показано, что экспансия синергетического мировоззрения никого не оставляет равнодушным: у новой науки значительное число сторонников, но есть и противники, яростно ее критикующие. Обозначена позиция автора по вопросам генезиса данной науки и возможностей применения методологии социосинергетики для изучения социальных процессов.
Часть I. Социосинергетика как новая наука постнеклассического периода [
1]Синергетика молодая наука, но она уже завоевала себе место под солнцем. Что же касается общей теории социальной самоорганизации или, как это принято считать, синергетики в ее гуманитарной инкарнации, то здесь все далеко не однозначно, и говорить мы будем именно о социосинергетике. “Когда-то “Манифест Коммунистической партии” возвестил миру о зарождении нового подхода в изучении социальных организмов, - отмечает М.В. Сапронов, - И как в середине XIX века исторический материализм только приобретал черты более или менее оформленной и законченной теории, так и сегодня концепции самоорганизации в обществознании еще не в полной мере облеклись плотью и не налились кровью, пугая одних, как призрак, и радуя других, словно добрый домовой, без которого в доме неуютно” [
2].“Призрак синергетики” пугает некоторых до такой степени, что в данной сфере научной деятельности можно констатировать состояние Bellum frigidum - Холодной войны. Впрочем иногда накал эмоций достигает такого градуса, что о холодности говорить уже не приходится. Полагаем, позиции оппонентов социосинергетики условно можно разделить на три группы.
1. Sine ira et studio [
3] - позиция тех, кто стремится к диалогу.2. Sint ut
sunt, aut nоn sint [4] - позиция молчаливого неприятия, а также “переходные” позиции.3. Miserabile dictu [
5] - позиция тех, кто стремится к спору.1. Sine ira et studio.
Это преимущественно конструктивная критика, причем в этой группе представлен широчайший спектр мнений относительно сущности и тенденций развития социосинергетики как науки, методологии научных исследований, миропонимания и т.д. Наиболее интересна, с нашей точки зрения, полемика по проблемам методологии социосинергетики. Остановимся на одной из них - проблеме физикалистского редукционизма [6] в социосинергетике.Обозначим основные позиции критиков по указанной проблеме:
Так, один из оппонентов социосинергетики - К.Х. Момджян - обвиняя сторонников синергетики в редукционизме, утверждает, что синергеты, рассматривающие законы общественной жизни как одну из форм физической самоорганизации, не принимают во внимание “целеполагание социальной деятельности, феномен свободной человеческой воли и прочие “нефизические” факторы”, что якобы нивелирует специфику социальной реальности [
7].“Проблема использования в социальном познании теоретических моделей самоорганизации, разработанных в рамках синергетики, актуализирует решение ряда методологических проблем. Основные среди них - это проблема редукционизма, проблема использования аналогий как эвристического средства, проблема способов теоретического моделирования и возможность адекватной интерпретации социальных феноменов с позиций естественнонаучных разработок процессов самоорганизации”, - так обозначает проблемное поле методологии социосинергетики В.В. Василькова [
8]. “Безусловно, естественнонаучное происхождение синергетических идей как основы универсальной теории самоорганизации таит в себе опасность редукционизма - опасность свести описание сложноорганизованных социальных систем к более простым моделям природных структур и форм, выработанных синергетикой”, - отмечает далее В.В. Василькова, однако тут же и “обнадеживает”, указывая, что синергетике есть на что опереться в этом плане: “…в рамках кибернетики, общей теории систем, теоретической социологии сложилась традиция и система методов общенаучного характера (в первую очередь, таких как теоретическое моделирование, аналогии, интерпретация и др.), которые определяют и обеспечивают эвристические возможности перевода естественнонаучного знания на язык описания социальных процессов” [9].При этом В.В. Василькова не приемлет однозначно негативной оценки редукционизма, указывая, что “в современной литературе отмечается некорректность отождествления редукционизма, физикализма, механицизма и логического атомизма, а также идеологически нагруженной негативной оценки их как методологически бесплодных программ” [
10].“Конечно, редукционизм - это путь познания, который вызывает сомнения и опасения. Нужно избегать жесткого физикализма… Недопустим редукционизм механистический, т.е. фактическое отрицание специфичности более сложного, сведение целого к сумме его частей. Но правомерен диалектически понятный редукционизм как использование фундаментальных законов более простых уровней с целью теоретического выведения (объяснения) качественной специфичности сложных образований”, - отмечают Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов [
11].“Если речь идет об эпистемологическом редукционизме в смысле “существования всеохватывающей фундаментальной теории”, - говорится в другой работе Е.Н. Князевой, - то синергетику ни в коей мере нельзя квалифицировать как теорию такого типа. Она имеет междисциплинарный статус и не может заменить химические, биологические, психологические и социологические исследования в конкретных дисциплинарных областях. Синергетика не имеет такого рода притязаний. Она является скорее мыслительной схемой, которая показывает, как может осуществляться конкретное исследование сложных систем в той или иной области” [
12].Говоря о редукции как о методе научного познания, Н.В. Поддубный отмечает, что речь здесь не идет о механическом сведении сложного к простому, а “о научном методе редукции, которому диалектика и синергетика находят строго научное объяснение” [
13].Об этом же говорит В.В. Тарасенко: “Как описывать процессы самоорганизации в сложной системе? Очевидно, что приходится вводить различные уровни - масштабы описания сложной системы - вводя методологии, либо редуцирующие систему к совокупности ее частей, либо холистические, описывающие глобальный
макроуровень. Г. Хакен определяет синергетику как мост между редукционизмом и холизмом, как попытку понять природу взаимодействия между различными масштабными уровнями организации - взаимовлияния, конфликтов, согласованностей и на этой базе сделать вывод о процессах самоорганизации и фазовых переходах, ответив на вопрос, каким образом система образует те или иные структуры” [14].Нам представляется, что именно однозначно негативная оценка редукционизма и утверждения о том, что социосинергетика - это не более чем результат неправомерной экспансии естественнонаучной синергетической методологии в иные области научного знания, являются наиболее распространенными заблуждениями критиков теории социальной самоорганизации. Как весьма убедительно показано В.В. Васильковой и другими авторами, в той или иной степени затрагивающими вопросы происхождения социосинергетики [
15], некорректен как раз указанный подход оппонентов этой науки - редуцировать теорию социальной самоорганизации, прошедшую долгий путь становления и лишь в конце прошлого века взявшую на вооружение методологию синергетики, до неудачной кальки с синергетики.Полагаем, генезис социосинергетики можно представить в виде следующей схемы:
Рис. 1: Генезис и развитие социосинергетики.
Эти схема, отображающая “три источника и три составные части” теории социальной самоорганизации, схожа с концептуальной схемой социолого-синергетического подхода Г.А. Котельникова [
16], который различает социосинергетику и социолого-синергетический подход. При этом последний “следует рассматривать как освоение социологией синергетических теоретико-методологических принципов и методов для более эффективного развертывания междисциплинарных исследований, в то время как в социосинергетике это движение носит встречный характер, что означает освоение синергетикой познавательного поля социальных наук” [17].Соглашаясь в целом с таким делением, полагаем возможным говорить о состоявшейся уже науке - социосинергетике - не как о прикладной отрасли синергетики, а как о самостоятельной дисциплине, в число задач которой входит разработка синергетических теоретико-методологических принципов и методов [
18], которые затем используются в рамках отдельных дисциплин (S1, S2 … Sn) и становятся социолого-синергетическим подходом, историко-синергетическим подходом и т.д.Социосинергетический подход сам по себе также не является чем-то монолитным, он вмещает в себя множество различных концепций. В.И. Аршинов отмечает, что “многоликость синергетики есть неотъемлемая ее особенность, причем особенность вовсе не временная и преходящая, обусловленная лишь тем, что синергетика становится. Ее многоликость - свойство самой науки эпохи постмодерна, науки, находящейся в постнеклассическом этапе своего развития. Ее многоликость обусловлена многоликостью вовлеченных в познание процессов самоорганизации отдельных школ, направлений и дисциплин” [
19]. Следует, однако, отметить, что многообразие школ и направлений присуще любой науке: объяснение одного и того же феномена различным, а нередко и противоположным образом характерно и для философии, и для социологии и для других (причем, не только “неестественных”) наук.В.Н. Шевченко, отмечая, что “…на сегодняшний день синергетика истории, социосинергетика и т.д. выглядят как сумма отдельных примеров из жизни общества и его истории, которые были специально отобраны сторонниками создания такого рода теорий” [
20], делает вывод, что пора переходить от демонстрации возможностей синергетики на отдельных примерах к разработке методологии как целостной концепции, однако решение такой задачи он находит крайне затруднительным, а “в ближайшем обозримом будущем просто нереальным” [21]. Но если говорить именно о разработке одной, “единственно верной” концепции, то решение такой задачи нереально вообще, и, более того, не нужно (насчет “единственно верной” - это мы уже проходили).Еще один аспект рассматриваемой позиции заключается в отрицании проблемы редукционизма в социосинергетике. “По традиции синергетика как новая область знания возникла в естественных науках, которые как и прежде несколько свысока смотрят на гуманитариев, лишенных в определенном смысле точных измерительных инструментов. Алгеброй мерить гармонию, чтобы в ней не нарушилась естественная связь элементов, составляющих целостную систему, еще никому не удавалось. Линейность измерений нелинейных, сложно организованных объектов - это то противоречие, которое и было одним из факторов возникновения синергетики, являющейся идеалом неклассической рациональности”, - говорит И.А. Ильяева [
22].Если трактовать эти слова в том плане, что имманентную синергетике “нелинейность” И.А. Ильяева понимает как гарантию от любых проявлений редукционизма, то с этим утверждением никак нельзя согласиться. Однако такая трактовка опровергается изучением других работ И.А. Ильяевой [
23]. В частности, она отмечает, что принципы синергетики как науки, выступающие как мировоззренческая проблема, требуют философского осмысления и только потом, преобразуясь, становятся ориентиром в конкретной науке [24].Тем не менее, проблема существует. В.А. Мухортов даже считает, что “апологеты синергетики” вовсе отрицают опасность физикалистского редукционизма: “В самом деле, о каком редукционизме может идти речь, когда сама идея отыскания общих принципов в различных науках, выдвинутая еще Берталанфи (а некоторые исследователи рассматривают синергетику как логическое развитие системных
концепций) по своей сути ему противоположна?” [25]. “Здесь-то и заключена опасность: реальное положение вещей порой неосознанно, через применяемые методы, перевоплотилось для исследователей в “синергетическую” реальность. Они поневоле оказались в “синергетических очках”, - отмечает В.А. Мухортов [26], и с этим утверждением в некоторых случаях невозможно не согласиться.В.М. Розин, один из последовательных, но конструктивных критиков применения “синергетических построений” (по его собственному определению) в гуманитарных науках, считает, что перенос методов естествознания на социальные и гуманитарные науки возможен только в том случае, если “синергетики будут свои построения адаптировать к новым предметным областям и смыслам, что повлечет за собой кардинальную перестройку синергетических понятий и дискурса” [
27]. Впрочем, В.М. Розин не призывает отказаться от синергетики, хотя очень чувствителен к “естественнонаучным аберрациям” гуманитарного подхода и явно не сторонник “снятия проблемы демаркации между естественными и гуманитарно-социальными науками” [28].По мнению В.М. Розина, поскольку представления языка синергетики все время используются за пределами исходных предметных областей, здесь исследователь может попасть в “системную ловушку”, то есть считать, что понятия системы, организации, нелинейности, становления, хаоса, порядка и т.д. задают изучаемый объект со всеми
его свойствами, в то время как эти понятия задают лишь стратегии интеллектуального проектирования и конфигурирования знаний, причем представленные в конкретной форме синергетических образов-конструкций. “И вот мы видим, как синергетики, попавшие в системную ловушку, с одной стороны, начинают утверждать, что их объект является сложной системой, процессы в этой системе нелинейны, некто пребывает в точке бифуркации, является странным аттрактором и прочее, и прочее, с другой - предметные свойства изучаемого сложного явления вместо того, чтобы выявляться и теоретически осмысляться, редуцируются к данным системно-синергетическим представлениям. Именно редуцируются в онтологической плоскости. Тогда и получается, что везде, где раньше были различные предметные феномены, теперь одни системы и аттракторы” [29].Понятие “стратегия интеллектуального проектирования” В.М. Розина созвучно приведенной выше характеристике синергетики Е.Н. Князевой как “мыслительной схемы”. Е.Н. Князева также не устает напоминать:
Вместе с тем, позиции Е.Н. Князевой и В.М. Розина имеют одно принципиальное различие. Вот как описывает подобную ситуацию К.Х. Делокаров: “в одной из первых систематических работ по философскому осмыслению идей самоорганизации представлены две противоположные точки зрения по вопросу об онтологическом статусе нелинейности. Так, если для большинства авторов данного коллективного монографического исследования, нелинейность является фундаментальной чертой самой объективной реальности, то для некоторых авторов, например, Э.Ю
. Калинина нелинейность выступает только формальной характеристикой математических моделей, математическим средством описания реальности” [32].Итак, Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов говорят о том, что “синергетика открывает необычные стороны мира: его нестабильность и режимы с обострением (режимы гиперболического роста, когда характерные величины многократно, вплоть до бесконечности возрастают за конечный промежуток времени), нелинейность и открытость (различные варианты будущего), возрастающую сложность формообразований и способов их объединения в эволюционирующие целостности (законы коэволюции)”, [
33] - как видим, здесь речь идет о фундаментальных чертах самой объективной реальности.Что же касается В.М. Розина, то он “представления языка синергетики” трактует только как средство описания реальности и здесь мы категорически с ним не согласны. И наоборот, мы “категорически согласны” с В.М. Розиным в том, понятия синергетики необходимо “адаптировать к новым предметным областям и смыслам”, что пренебрежение предметными категориями есть “системная ловушка”. Не о том ли самом говорит Е.Н. Князева и другие авторы [
34]?Минимально перефразируя В.М. Розина, напишем следующий рецепт на “лекарство от редукционизма” в социосинергетике: во-первых, следует помнить, что открытая, нелинейная и пр. система - это не обычный объект изучения, наподобие тех, которые изучаются в конкретных науках, а особая методология и стратегия мышления. Во-вторых, философское и научное познание, использующее синергетический подход, всегда должны сохранять двухслойность: в одном слое исследователь движется в плоскости своего предмета, стараясь не пропустить ни одной из
необходимых для решения познавательных задач характеристик изучаемого явления, в другом слое - в плоскости синергетических представлений. В-третьих, исследователь должен избегать редукции и следить, чтобы характеристики синергетических образов-конструкций не противоречили характеристикам изучаемого явления [35].Полагаем, переоценить значение сказанного В.М. Розиным невозможно. Эти краткие, четкие и емкие формулировки философа имеют, по нашему мнению, куда большее значение для развития методологии социосинергетики, нежели иные объемные труды, заполненные произвольно разбросанными по тексту “нелинейностями”, “аттракторами”, “бифуркациями” и т.д.
Разумеется, рассматриваемый вопрос поднимают (в явной или неявной форме) и другие авторы. В настоящее время накоплен уже значительный методологический багаж теории социальной самоорганизации. Важными в методологическом отношении являются, например, концепция отбора В.П. Бранского [
36], концептуальные положения социолого-синергетического подхода Г.А. Котельникова [37], ядерно-сферическая концепция Н.В. Поддубного [38] и др. При изучении процессов самоорганизации в соотношении с процессами управления необходимо учитывать методологические наработки А.В. Новокрещенова [39], В.Л. Романова [40], авторов иных диссертационных исследований [41] и других исследователей [42].Таким образом, анализ литературы позволяет говорить о происходящей “кардинальной перестройке синергетических понятий и дискурса” и надеяться, что концептуализация социосинергетики будет успешно завершена, а поводов для критики станет меньше.
На возможный вопрос о том, собираемся ли мы каким-то образом объединить столь разные подходы из числа указанных выше, ответим: конечно, нет. Методологические концепции, используемые различными авторами, действительно, могут принципиально отличаться одна от другой. Но ведь “для понимания любого сложного явления необходимы различные интерпретации, т.е. различные ракурсы его рассмотрения” [
43].Собственно, эта истина стара как мир. Еще в XI веке китайский философ и поэт Су Дун-по говорил:
Взгляни горе в лицо - тупа ее вершина, |
Для социосинергетики характерен междисциплинарный подход, он имманентен ей. Данное качество позволяет социосинергетике не только понять “с какого места взглянуть”, но и сменить это место на другое, рассмотреть проблему с разных сторон. Г.А. Котельников также отмечает, что особенность междисциплинарного подхода, характерного для социосинергетики, “не только в том, чтобы рассматривать явления в различных аспектах, но и в выделении таких его граней, через которые можно обнаружить взаимосвязь изучаемых явлений” [
45]. Собственно, в этом и есть решающее преимущество социосинергетики, дающее ей столь мощный импульс развития - ее методология позволяет получить системное представление об объекте исследования в его развитии. Тем более, если “предметники”: социологи, психологи, историки и др., использующие синергетический подход, будут придерживаться правила двухслойности исследования.Пусть мысль В.М. Розина о двухслойности исследования и не является “откровением”, однако, полагаем, именно в таком виде должен быть сформулирован один из важнейших принципов социосинергетической методологии - как принцип двухслойности исследования. А для начинающего исследователя данный принцип превращается в принцип трехслойности исследования - с “примеркой” к объекту исследования различных методологических подходов - до тех пор, пока не будет выработан свой, авторский, подход, пока не произойдет методологический синтез [
46]. Причем, такой синтез происходит в результате самоорганизации исследовательской деятельности, искусственное же объединение различных методологических подходов есть эклектичная мешанина и гарантия попадания в “системную ловушку”. Особо следует отметить, что “методологическая креативность”, конечно, имплицитно присутствует в любом дисциплинарном исследовании, но в социосинергетическом исследовании процесс рождения методологии непременно должен быть эксплицирован.Острие же конструктивной критики должно быть направлено против “физикализации” социального познания в раскрытом в настоящей работе смысле, а не против социосинергетики как таковой, науки, на гербе которой может быть начертано: “In pluribus unum” [
47]. Sint ut sunt, aut nоn sint. Эта позиция по вполне понятным причинам вряд ли может быть названа конструктивной: tempora, как известно, mutantur, et nos, предполагается, mutamur in ilis. Изменения, конечно, могут иметь и негативный характер и даже к понятиям “эволюция” и “прогресс” отношение неоднозначно. Однако неприятие изменений - это застой, отсутствие движения. Причем темпы изменений в современном обществе, их нелинейный характер заставляют вновь и вновь вспоминать Алису Л. Кэрролла. Cейчас, если вы бежите во весь опор, то попадаете в то же самое место. А если хотите добраться куда-нибудь еще, нужно бежать по крайней мере вдвое быстрее.Впрочем, мы не будем надолго останавливаться на обсуждении этой позиции, поскольку типичные представители данной группы не являются критиками, а представляют собой скорее своеобразную “фигуру умолчания”: просто не желают “иметь ничего общего” с синергетикой. Однако представителей данной группы намного больше, чем критиков и поэтому именно они, а не отдельные “пламенные борцы” за чистоту науки, способны затормозить развитие синергетики, просто “не замечая” ее достижений. Такую вероятность можно проследить на простой аналогии: правительственные реформы постперестроечного периода. Не вдаваясь в их экономическую или этическую оценку, отметим лишь, что готовились эти реформы отнюдь не дилетантами, имели поддержку правительства, хотели, опять же, как лучше,
а получилось…Как всегда получилось именно потому, что как всегда не обратили внимания на одно незначительное обстоятельство: что кроме великолепных программ есть еще “этот, как его… народ” (особенно, если учесть, что определенная часть “народа” является государственными служащими - непосредственными исполнителями программ). Народ в основной своей массе, “в глубинке”, безмолвствовал (по крайней мере - не особо “манифестировал” свое отношение), но реформ не одобрял. Что получилось - известно. Вывод: необходима комплексная программа популяризации идей социосинергетики (обращаем внимание на интересную работу Б.Н. Пойзнер и Д.Л. Ситниковой по выявлению свойств, необходимых для победы научных идей [
48]).Из “нетипичных” представителей данной группы можно отметить В.А. Кутырева, который в своей работе [
49] изощренно “оправдывает бытие”, превращая синергетику, по выражению В.П. Прыткова, “в образ врага, “монстра”, угрожающего бытию, которое якобы, нуждается в срочном “спасении” [50], а также М.И. Штеренберга, который в одной из своих публикаций делает такой вывод: “Жаркие дискуссии, возникшие вокруг синергетики, на мой взгляд свидетельствуют о том, что ей со временем придется признать, что наукой она не является” [51].Последнего автора можно было бы отнести к представителям группы конструктивных критиков, если бы не появляющиеся в его публикации мотивы личной обиды на синергетику (“В 60-70 годах у меня вышли две работы, фактически положившие начало идеям, представлявшим альтернативу синергетике… вокруг этих публикаций уже в течение всего упомянутого многолетнего периода существует заговор молчания” [
52]) и, как следствие, излишней эмоциональности: “Возникает естественный вопрос, что же нам дала синергетика, кроме неудачных попыток выявления неких общих закономерностей в кооперативных процессах? Нечто вроде “синергетического подхода” или “метаязыка”, как это имело место в случае с ОТС? Если признаться, что более ничего, то это сэкономит много сил и времени у научного сообщества. Это, однако, не говорит о полной бесплодности направления научных поисков. Ведь хорошо сказано, что ученый, занимавшийся в принципе бесплодными поисками, закрыл своей жизнью путь в тупик” [53].3. Miserabile dictu.
Это деструктивная критика. Причем ее деструктивность проявляется не столько в ее содержании (по содержанию она может быть и конструктивной), сколько в ее форме. Образ такого критика - “крикун на трибуне”, в намерения которого никоим образом не входит выслушивание мнения оппонента. По нашему глубокому убеждению, истина рождается только в спокойном диалоге, в споре - тем более таком - она умирает.Что же, как не истина, интересует в таком случае “крикуна”? Да ничего, кроме манифестации: вот Я пришел! “Пришел”, например, В.Б. Губин и опубликовал ряд статей в журнале “Философские науки” (мы говорим только о “критических” публикациях), а потом еще и книжку выпустил [
54] и в предисловии к ней сказал, что поиск истины - это вещь серьезная, теория должна соответствовать принятым критериям истинности и “все пристрастия кроме постоянного бесстрастного вопроса: так это или не так? - безответственная легкость в выдвижении и продвижении идей, некритическое их принятие и поддержка или, наоборот, неприятие по вненаучным, например, клановым основаниям, а также всякая иная подобная простота помимо указанного главного вопроса - не наука и даже в той или иной мере, так сказать, не нравственность”.Эта мысль, а также предостережение против “поверхностных и неуместных “приложений” синергетики ко всему на свете - с отбрасыванием наработанных методов в соответствующих областях”, и еще многое из того, о чем говорит В.Б. Губин в своей книге, не может вызвать у нас (особенно, в свете вышеизложенного) никаких возражений.
Однако дважды прочтенный нами в попытках выявить признаки беспристрастности и “ответственной строгости” “Отзыв на автореферат, или синергетика как новый пирог для “постнеклассических” ученых” вызвал лишь чувство горестного недоумения. Против “безответственной легкости в выдвижении и продвижении идей” В.Б. Губин использует такой строгий в методологическом отношении прием, как вырывание цитат из контекста и произвольное их комментирование, а сам тон этого комментирования, как, очевидно, полагает, В.Б. Губин является образцом беспристрастности.
“Как известно, борьба идей против идей методом цитат - типично квазинаучный прием, употребление которого более уместно, пожалуй, в качестве художественного приема, чем научного аргумента”, - отмечает О.Н. Астафьева [
55].Это - “так сказать
, не нравственность”. Между тем, как постепенно выясняется по ходу повествования, отношения с нравственностью, духовностью и прочей “идеалистической чепухой” у В.Б. Губина довольно-таки напряженные, а квинтэссенция его идеологии - притча про победу Материального интереса над Нравственностью.Говорят, что хороши все жанры, кроме скучного. Жанр В.Б. Губина не скучен. И название у такого рода сочинений есть - злобный пасквиль. При этом сей ревнитель нравственности в науке, вероятно, совсем не интересуется эффектом, производимым его сочинениями, который может быть прямо противоположен декларируемым целям борьбы с “лженауками”. Если уж его отповедь “лженауке” не убедила и Ю.А. Зиневича, явно ему сочувствующего [
56], то что можно говорить о реакции непредвзятых читателей?Вероятно, Ю.А. Зиневич, сочтя возможным снизойти, и нам бы попенял за подмену тезиса, переход на лица и невнимание к содержанию. “…Уважаемые коллеги, забудьте об эмоциях, отвлекитесь от поверхности явления, погрузитесь в его сущность, к чему вас и призывает В.Б. Губин”, - говорит Ю.А. Зиневич [
57]. Но вот что интересно: если к уважаемому главному редактору подойдут и весьма нецензурно попросят “погрузиться в сущность”, забудет ли он об эмоциях? Это первое. Если Ю.А. Зиневич сам не смог “погрузиться в сущность”, то зачем призывает к этому других, а если смог, то почему он не озаглавил свою статью “Долой социосинергетику” а, наоборот, признает, что “могут быть вполне уместны осторожные попытки ее применения”? Это второе. И последнее: нам также не удалось обнаружить в “Отзыве” ничего более содержательного, чем эмоционально “обоснованное” неприятие социосинергетики.Как представляется, прямо объявленное неприятие социосинергетики составляет первый слой рассматриваемого “явления”, критика воззрений В.Л. Романова - второй слой, если же “погрузиться в сущность” еще глубже, то можно увидеть и третий слой - желание обосновать под видом критики свои (причем, мягко говоря, небесспорные) идеи. Вот такой “Пирог”.
О.Н. Астафьева говорит, что “…как противники, так и сторонники синергетического метода только выигрывают от любых форм диалога, продвигаясь по направлению к достижению научной истины” [
58]. Полагаем, ключевые слова здесь не “любых форм”, а именно понятие диалога. Насколько продуктивен будет диалог, начинающийся с утверждения оппонента: “все, что Вы говорите - полная ерунда”?В заключение все же отметим, что и такие формы “общения” не совсем бесполезны. По словам Т. де Шардена, “для того, чтобы вырвать индивида из его естественной ленности и приобретенной рутины, а также периодически ломать сковывающие его коллективные рамки, необходимы требования или встряски извне. Что бы мы делали без наших врагов?…” [
59].Итак, разбор (далеко не полный) основных позиций оппонентов социосинергетики позволил набросать несколько штрихов картины развития теории социальной самоорганизации, однако основная задача настоящей работы - обоснование выбора методологического подхода к исследованию кадровых процессов в системе государственной службы - будет решаться во второй части статьи.
Понятие постнеклассики как этапа развития науки предложил В.С. Степин в своей статье “Научное познание и ценности техногенной цивилизации” // Вопросы философии. - 1989. - № 10. - С. 3-18. В настоящее время это понятие уже прочно вошло в научный обиход. См. например: Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. - 2003. - № 8. - С. 5-17; Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: ИФРАН, 1994. - 274 с.; Социальные знания и социальные изменения / Отв. ред. В.Г. Федотова М.: ИФРАН, 2001; Новокрещенов А.В. Самоорганизация территориальных общностей как основа становления и развития местного самоуправления: Дис. ... д-ра социол. наук. - Екатеринбург, 2003, с. 51-53; Романов В.Л. Социальная самоорганизация и государственное управление / 22.00.08: Дис.... д-ра социол. наук. - М., 2001. - 313 с.; Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы: Монография. - М.: МГИДА, 2002. - 295 с.; Философия: Учебное пособие для вузов / Ватин И.В., Давидович В.Е., Жаров Л.В. и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 576 с.